(Алексей; 17.03.1427, Важеозерская вол. Белозерского края – 20.04.1479), прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря. Род. в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня и Фотинии. В 19 лет ушел в Кириллов Белозерский мон-рь, где ок. 1452 г. принял постриг с именем Александр и получил благословение на священство. Его отец в это время переселился «от насилия земных властей» на р. Чурьегу, в окрестности Каргополя, куда звал приехать сына. А. О. получил благословение белозерского игумена (видимо, Кассиана) на основание новой обители близ места поселения своей семьи и вместе с неким «искусным иноком» пришел в Ошевенскую слободу. Благословение на строительство мон-ря и игуменский сан А. О. получил от свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1459–1471). Строительство обители было омрачено конфликтом между А. О. и его родными братьями – Амвросием и Лукианом, чьи сыновья Петр и Никон без отцовского благословения были пострижены в монашество. Амвросий грозил разорить обитель и насильственно вернуть сына в семью. Как рассказывает житие, этот конфликт стал причиной болезни А. О., от к-рой его исцелил прп. Кирилл Белозерский, явившийся ему в сонном видении. Перед кончиной А. О. предрек братии трудные времена, ожидающие мон-рь. А. О. был первоначально погребен по правую сторону от построенной им деревянной ц. свт. Николая. Позднее мощи преподобного находились под спудом в каменном Успенском храме Ошевенского мон-ря, где с 1707 г. преподобному посвящен придел. Сведений о вскрытии мощей в советское время не имеется.
Составление жития А. О. началось в Ошевенском мон-ре при игум. Максиме (1483–1485) по настоянию инока Леонтия, брата преподобного, к-рый «повеле клириком писати житие преподобного Александра, понеже он ведый известно житие его и пророчествия святого вся сбывшася». Первоначальный текст жития пропал ок. 1530 г., когда по дороге в Москву был убит игум. Маркел, бежавший из мон-ря и захвативший с собой список жития. В 1567 г. иеромонах Ошевенской обители Феодосий создал новое житие, основанное на воспоминаниях племянников А. О. Исаака и Корнилия и сообщениях монастырских старожилов (РГБ. Унд. № 276, XVI в.). Исследователи отмечают наличие в тексте заимствований из жития прп. Александра Свирского (И. Яхонтов), но не отрицают и оригинального характера труда Феодосия (В. О. Ключевский, Л. А. Дмитриев). Агиограф подробно описал ряд событий из жизни мон-ря и чудеса преподобного. О себе Феодосий рассказал, как он, начав писать «душеполезную повесть о преподобном», обленился и все «в забытии оставих». На праздник Пасхи, после вечернего богослужения, он лег отдохнуть и во сне увидел себя в огромном храме, где был и А. О. В руках преподобный держал прут, он «яро възре» на Феодосия и гневно сказал: «Почто начинаешь дело выше своеа меры, а еже начал еси, что леностию не свершаеши?» (РГБ. Унд. № 276. Л. 152–152об.). Феодосий плакал и молил святого о прощении, тогда А. О. трижды ударил его прутом. Проснувшись, Феодосий обнаружил, что кисть его правой руки скрючилась и «ослабела» так, что он не мог даже перекреститься. У гроба святого Феодосий молился об исцелении, каясь в том, что не верил в чудеса А. О., и через 3 недели он был прощен. После случившегося Феодосий старательно описал все чудеса святого, завершив свой рассказ такими словами: «Аз же не восхоте волею послужити преподобному и абие аки неволею поработах» (РГБ. Унд. № 276. Л. 156).
Чудесным образом была создана и первая икона А. О., существовавшая уже в 1567 г., т. к. история ее появления описана Феодосием в житии в «Чуде о явлении преподобного старцу Тимофею и о написании образа святого Александра». В «Чуде» рассказано, как игумен Ошевенского мон-ря Вассиан пригласил из города иконописца Симеона с сыном Иваном писать иконы для обители. В это время монастырскому старцу Тимофею, к-рый «книгам не учився, но духовенъ бяше», в сонном видении явился сам А. О. и повелел идти к игумену и сказать, чтобы писали образ на раку преподобного. Однако в мон-ре не знали, как изображать А. О., т. к. все «самовидцы» святого уже скончались. Однажды в обитель с р. Онеги пришел некий Никифор Филиппович, к-рый видел А. О. еще при жизни. он описал преподобного игумену и иконописцу Симеону: «Александръ бе возрастом средни человекъ, лицем сухъ, образом умиленъ, очи име влущене, брада невелика и не велми густа, власы русы в полысед» (РГБ. Унд. № 276. Л. 96–96об.). По этому описанию Симеоном был создан первый образ А. О., положенный на раку преподобного.
Мощи А. О. свидетельствованы еп. Вологодским Варлаамом по распоряжению митр. Московского Антония между 1576 и 1581 гг., и тогда же по благословению еп. Варлаама было установлено местное празднование А. О. на 20 апр. Алексей Корепанов составил службу преподобному (ГИМ. Син. № 648, XVII в.), а мон. Герман (Тулупов) – сокращенный текст жития для Четьих-Миней (РГБ. Троиц. № 694). Служба преподобному сочетает конкретность с традиц. образностью, по составу полиелейная, но имеет литию (Минея (МП). Апрель. Ч. 2. С. 73–85). Хотя память преподобному была включена в Устав московского Успенского собора (ок. 1634), А. О. не был канонизирован к общецерковному почитанию. Крестьянское происхождение и духовно-просветительская деятельность А. О. среди земледельческого населения Каргополья обусловили особое почитание преподобного среди сев. крестьян, о чем свидетельствуют распространенность икон А. О. в Прионежском крае и сохранение в окрестностях Каргополя преданий о памятных местах, связанных с А. О.
Иконы А. О. были особенно распространены на Русском Севере, в надписях на них святой нередко именуется «Каргопольским чудотворцем». Одно из ранних изображений – в деисусном чине кон. XVI в. сев. писем (ГТГ). Устойчивым иконографическим изводом является изображение А. О. на фоне основанной им обители в молении Спасителю в облачном сегменте, в левой руке святого – развернутый свиток, на голове схимнический куколь, борода темная. На пядничных (см. Пядница) иконах 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР, ГИМ), 1-й пол. XVIII в. (ЦАК МДА) преподобный представлен стоящим внутри или около мон-ря – очевидно, воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные шатровые церкви, колокольня и др. постройки; на иконе нач. XVIII в. (ГИМ) в одной из церквей изображена открытая рака с мощами А. О. Во 2-й пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена гравюрная доска (ГИМ). Данный иконографический извод сохранялся и в более позднее время, напр., на иконе 2-й трети XIX в. (ГЭ), где мон-рь изображен каменным, с пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе «Воскресение – Сошествие во ад, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в. (АМИИ), иконах с избранными святыми посл. трети XVII в. (ЦМиАР) и XVII в.? (ГЭ), где А. О. изображен с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию в иконописных подлинниках: «Брада черна, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в схиме, руки молебны» (БАН. Строг. № 66. Л. 98об., кон. XVIII в.). В произведении онежского иконописца И. И. Богданова-Карбатовского (XVIII в. КИАХМЗ) святой представлен вместе с прп. Кириллом Белозерским. Известна икона А. О. с 16 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из г. Кемь (МИИРК), в среднике к-рой преподобный со свитком в руке предстоит Богородице вместе со свт. Николаем Чудотворцем; состав клейм восходит к житию А. О. 1567 г.: явление Богоматери и прп. Кирилла Белозерского матери святого; поступление Алексея в Кирилло-Белозерский мон-рь и пострижение в иночество; основание новой обители; погребение родителей; преставление и посмертные чудеса святого (видение старца Герасима – святой закрывает мантией шатер храма во время пожара; исцеление немого и др.); история составления жития А. О. мон. Феодосием. На иконе поморских писем 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) А. О. представлен в рост, прямолично, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком; подобное, но поясное изображение – в рукописи службы и жития святого (РНБ. ОЛДП. Q. 626; 1844 г.).